alt

"Виртуозный орган" Александр Новоселов, орган (г.Петрозаводск)

1


Орган — инструмент, поражающий своим размером и мощностью звука. Его блестящие бесчисленные трубы взывают к душе и сердцу, меха, подающие воздух, наполняются при помощи специальных устройств или рабочими — калькантами. Помощникам органиста весь концерт приходится стоять и управляться с многочисленными рычагами. А сам исполнитель являет собой образ физически подготовленного музыканта, в равной степени виртуозно владеющего как мануалами — для игры руками, так и педалью — для исполнения ногами музыки в самых низких регистрах.

Внешняя статичность и фундаментальность органа не исключают возможность исполнять на нём произведения разной степени технической сложности. При условии, что на органе играет безупречно подготовленный музыкант, границ в выполнении виртуозных задач фактически не существует.

Все колоссальные исполнительские возможности инструмента были освоены и запечатлены в органных сочинениях И. С. Баха. Его творчество –— это концентрация музыкальных достижений предшественников и послание Вселенной в будущее. Если органист желает явить своё мастерство перед слушателями, достаточно открыть ноты произведений Баха — что и делает Александр Новосёлов в программе «Виртуозный орган». Двухминутный «Педальный экзерсис», который будет исполнен после хоральной прелюдии «Пробудитесь, зовёт нас Голос», — есть не что иное, как испытание музыканта на прочность. Играть ногами на педалях в быстром темпе виртуозные пассажи — такую задачу поставил композитор триста лет назад. Этот факт подтверждает, что уже в XVII веке в органном исполнительстве проявляли себя настоящие профессионалы — и прежде всего И. С. Бах, который при жизни был признан современниками величайшим органистом.

Из девяти произведений концертной программы четыре сочинения написаны в жанре токкаты — одном из самых показательных в плане демонстрации виртуозных возможностей исполнителя. Французы Э. Жигу, Ш. М. Видор, А. Муле, канадец Д. Бедар — выдающиеся композиторы и органисты — отдали дань традиции. Слушателям предстоит оценить талант блестящего виртуоза Александра Новосёлова, который включил токкаты этих композиторов в программу.

Может сложиться впечатление, что «Готическая сюита» Л. Боэльмана не вписывается в замысел концерта. Но подробное знакомство с частями сюиты развеивает все сомнения. В финале сюиты после вступительного хорала, оживлённого «Готического менуэта» — картины крестьянского праздника, подобной кисти П. Брейгеля — с просветлённой и cокровенной нежностью звучит «Молитва к Богоматери». Сюита завершается токкатой, в которой композитор представляет новую грань жанра, помимо потенциальной виртуозности. Боэльман возвращает нас к тревогам времени. Отсюда уже рукой подать до военной темы в искусстве XX века — апокалиптических фресок А. Онеггера и Д. Шостаковича.

Группа лирических органных зарисовок — «Адажио» С. Барбера и А. Марчелло, «Кантабиле» Э. Пазини — это не столько отступление от главной идеи концерта, сколько приближение к ней. Органные акварели — нежные, чувствительные и глубокие размышления — это островки состояния, но не действия, замедление и переход в глубинное осмысление происходящего.

Александр Новосёлов
После окончания магистратуры и аспирантуры Санкт-Петербургской консерватории участвовал в мастер-классах ведущих мастеров органа в Германии и Франции. Стажировался в Летней академии в Харлеме и Алкмаре (Нидерланды), а также в городе Котка (Финляндия), в Университете Нотр-Дам (США, Индиана) по классу органа у профессора Крэга Крамера.

Органист Александр Новосёлов — лауреат I Всероссийского конкурса органистов Soli Dео Gloria и «Гатчина — Санкт-Петербург», награждён специальной премией «Надежда Отечества» на VI Международном конкурсе органистов имени М. Таривердиева. Лауреат Первого Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Орган» в Калининграде. В 2010 году стал лауреатом Международного конкурса органистов имени Георга Муффата в Австрии (город Линц), годом позже завоевал третью премию на Международном конкурсе органистов в Люксембурге.

С 2008 года работает органистом Дворца искусств филиала Карельской государственной филармонии. Выступает с концертами в различных городах России, а также в Германии, Нидерландах, Люксембурге, Финляндии, Эстонии, Швейцарии и США/

Продолжительность: 1 час 20 минут, 1 отделение